Гиппокамп и память

Гиппокамп и память

Кристоф Швиц из Аахенского университета (Германия) установил, что при облучении мышиных эмбрионов внутриутробно даже низкими дозами рентгеновского излучения в развивающемся мозгу возникают видимые изменения в гиппокампе. Беременные мыши получали дозу облучения, которая сопоставима с 10 рентгеновскими снимками. Экспериментальные облучения проводили начиная с первой трети беременности (неделя внутриутробного развития мышат). Мышат исследовали через месяц и полгода после рождения. Молекулярные нарушения оценивали по нарастанию одноцепочных разрывов ДНК. Число разрывов было выше нормы уже через месяц после рождения. В полгода, что соответствует примерно 20-летнему возрасту у людей, у мышат отмечались "выпадения" нейронов в гиппокампе.

Ученые связывают это с нарушениями в ДНК митохондрий, вырабатывающих энергоноситель клеток аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ). АТФ просто не хватает на энергоемкие клеточные процессы как непосредственно в нейронах, так и для "починки" разрывов ДНК. Вполне возможно, что разрывы ДНК затрагивают ген белка RGS-4, который регулирует время взаимодействия нейротрансмиттера с его синапсом. При проверке активности 7000 генов у 22 больных шизофренией исследователи из Питтсбургского университета выявили аномалию этого гена, что приводит к более длительному, чем у нормальных людей, взаимодействию и, следовательно, возникновению более сильного нервного сигнала. С этой точки зрения интересен ген, отвечающий за синтез белка KV-бета, принимающего активное участие в работе калиевого канала в мембране нервных клеток (калий "выбрасывается" из нейрона при его возбуждении). Белок KV-бета дает задержку во времени, после которой нейрон становится способным вновь возбуждаться.

При выключении гена указанного белка у мышей Карл Гиз из университетского колледжа в Лондоне обнаружил интересную закономерность: старые мыши в лабиринте запоминали и обучались наравне с молодыми! Таким образом, нейроны гиппокампа без белка KV-бета возбуждаются с той же интенсивностью, что и у молодых. Молодые животные имели проблемы с обучением. Они заключались в том, что молодой мозг заучивал и запоминал все уж очень "крепко", что затем вступало в противоречие с изменением обстановки. Теперь Гиз надеется создать, зная структуру белка KV-бета, новые лекарства, улучшающие память, которые помогали бы пожилым людям.

назад

Контакты и обратная связь