Психология и медицина, продолжение

Психология и медицина

часть третья

По последним данным, доля психосоматических больных составляет 41,8 проц. от общего числа пациентов. Число таких больных продолжает расти. Некоторые специалисты считают, что в эту группу входят пациенты с бронхиальной астмой, особенно в период ее начального формирования; многие больные "гипертонической болезнью", когда причинами повышения давления являются выраженная внутренняя напряженность, высокая чувствительность к конфликтным ситуациям, постоянный высокий уровень тревожности; больные с язвенной болезнью, когда язва возникает не из-за нарушений в диете, а является прямым проявлением стресса. Отдельную и все более возрастающую группу составляют больные с паническими атаками. В упрощенном виде паническая атака - это вегетативная реакция, сопровождающаяся страхом смерти.

Клинический рисунок панических атак может быть различным: сердечный приступ с чувством дрожи и похолоданием в конечностях, немотивированный приступ удушья, сильные боли в животе, необъяснимое расстройство стула, длительный субфебрилитет и т. д. Известно, что эти больные подолгу и без значительных успехов лечатся у врачей соответствующих специальностей - кардиологов, пульмонологов, гастроэнтерологов и т. д. Однако добиться существенного облегчения страданий этих людей можно только с помощью психологов. Паническая атака - наиболее яркая форма телесного проявления психологического страдания. Однако при любом заболевании психика человека не может остаться безучастной. Характер психологической реакции на болезнь, а зачастую и сама болезнь определяются типом личности человека. В древности Гиппократ, а затем Гален описывали людей с разными видами темпераментов - сангвиников, холериков, меланхоликов, флегматиков. Эти врожденные конституции связываются со склонностью к определенным болезням. В этом направлении исследований следует отметить классическую работу американского врача Флендерс Данбер, которая в результате непосредственных клинических наблюдений определила у 80 проц. людей, имеющих повторные несчастные случаи, характерный личностный профиль, который она назвала "личность, склонная к несчастьям".

Итак, различные типы личности склонны к определенным заболеваниям. Этот факт очень важен для работы психолога с больными. Так, многочисленные исследования особенностей пациентов, склонных к инфаркту миокарда, выделили особую группу риска, все члены которой имели сходное поведение (оно получило название "поведение типа А"). К этому типу личности относятся люди, работающие интенсивно и с постоянным стремлением к успеху. Их ценностная мотивация лежит в сфере основной деятельности. Они ставят перед собой высокие, четко определенные цели, которых настойчиво добиваются. Эти люди проявляют большую потребность в признании и в продвижении вперед, интенсивно конкурируют с окружающими. У них отмечается высокая двигательная активность, при этом им всегда не хватает времени, они нетерпеливы, должны всего достичь как можно скорее. Своевременная психокоррекционная работа может предотвратить у людей с поведением типа А инфаркт миокарда, а уж если пациент встретился с психологом после инфаркта, задача психолога - как можно быстрее и грамотнее провести психологическую реабилитацию и не допустить повторения этого тяжелого заболевания. Для психолога не менее важна и личная история пациента - выяснение его конфликтных ситуаций, самооценки, комплексов, часто имеющих свои корни в детстве. Все это выясняется психологом различными психодиагностическими методами, и в зависимости от результатов выбирается тот или иной метод психотерапевтического лечения. На многих заболеваниях, в том числе и стоматологических, показано, что выздоровление зависит от совместного лечения как врачом, так и психологом с применением методов психокоррекции.

Особую проблему для клинической психологии составляет ситуация хронически больного ребенка в семье. Для здоровых детей в норме с возрастом характерно ослабление тесной связи со взрослыми в своей семье. Ситуация же болезни ребенка создает не только объективную зависимость от родителей, но и, ограничивая те виды деятельности, в которых происходит развитие самостоятельности ребенка (учебная и игровая), приводит к сильной субъективной зависимости от окружающих взрослых. В таких случаях психолог должен работать со всей семьей, используя методы семейной терапии и добиваясь адаптивного развития ребенка, не допуская превращения его ни в домашнего тирана, считающего, что раз он болен, то ему все прощается и все разрешается; ни в озлобленного несчастного человека с резко заниженной самооценкой и всю жизнь переживающего собственную неполноценность. Адекватная адаптивная позиция больного ребенка и гармоничные отношения в его семье - задача психокоррекционной, часто долговременной работы психолога.

Читать дальше

 

назад

Контакты и обратная связь