Мозг понять... лишь мозгом, продолжение

Мозг понять... лишь мозгом

часть вторая

Ощущение - одно из самых простых психических явлений. Куда большую роль в сознании играют способность последовательно выстраивать события одно за другим, абстракция, речь (высшая степень абстракции). В последнее десятилетие достигнут большой прогресс в изучении этих психических функций. Во многом это связано с созданием так называемых методов изображения живого мозга, таких как функциональный магнитный резонанс и позитронно-эмиссионная томография .

Эти методы дают возможность с высокой точностью определить, какие участки коры мозга активированы в данный момент. Оказалось, что она высоко специализирована, то есть за выполнение определенных мысленных действий ответственны разные поля коры. Есть, например, участки, которые анализируют слово по его фонетическим признакам, другие - по его написанию ("поле зрительной формы слова"), определенные области коры ответственны за синтаксис - объединение слов в предложения, одна из областей коры отвечает за опознание человеческих лиц. Но все это лишь отдельные элементы, своего рода технологические блоки - высшие психические функции возникают лишь при объединении, связывании зон коры в сложные системы. Проблема корковых связей одна из наиболее сложных в науке о мозге. Надо сказать, что в ее решение определяющий вклад внесли российские ученые, в первую очередь работавшие в Институте высшей нервной мозговой деятельности и нейрофизиологии академики М. Ливанов и В. Русинов. Основная идея заключается в том, что связи возникают между теми группами нейронов, которые работают в одном ритме.

Здесь действует, таким образом, принцип, аналогичный принципам резонанса. Компьютерный анализ электрической активности мозга открывает тут широкие перспективы, и именно по этому пути идут сейчас ученые во всем мире. В нашей лаборатории был создан новый метод изучения корковых связей, который применялся при исследовании мышления. Известно, что каждая группа нервных клеток обладает своим собственным ритмом деятельности, что отражается на электроэнцефалограмме в виде отдельных спектральных пиков. И если в разных отделах мозга пики совпадают по частоте, то нейронные группы в данных структурах (участках коры) сонастроены, то есть функционально связаны. Нас интересовало, каков рисунок связей при мышлении и как он различается при разных мыслительных операциях. Для этого исследуемым людям предлагалось решить три вида задач. Тест на образное мышление состоял в необходимости опознать на фотографии лица эмоцию: радость, страх, гнев, горе или смешанные состояния.

При пространственной задаче надо было сравнить две одинаковые геометрические фигуры в разных проекциях и, проведя операцию мысленного вращения, ответить, идентичны они или симметричны. Вербальная задача состояла в том, чтобы из четырех слов (например, стол, шкаф, птица, стул) выбрать одно, отличающееся по смыслу. Оказалось, что простой и весьма симметричное изображение связей, характерный для состояния относительного покоя, изменялся при умственной работе: корковые связи начинали сходиться к разным областям коры мозга, образуя как бы центры или узлы . Мы назвали их фокусами взаимодействия. Топография таких фокусов была специфичной для разных мыслительных операций. Так, при распознавании эмоций фокусы локализовались в основном в теменно-височных областях, а при - решении словесных задач - в лобных отделах коры. Сравнение геометрических фигур, включающее элементы двух предыдущих типов мышления, выглядело сложнее: сначала возникали фокусы в задних отделах коры, а затем и в передних. Фокус - это динамичное корковое образование. Каждая из связей приносит к нему из определенной области коры мозга или подкорковых образований свою информацию. В фокусе разные виды информации (приходящей из внешней среды, извлекаемой из кратковременной или долговременной памяти, поступающей из центров мотиваций) сопоставляются и определенным образом комбинируются. В результате этого и находится решение. Иными словами, при мышлении действует механизм, который близок к тому, что мы видели при ощущении: происходят сопоставление и синтез информации. Отличие в том, что при ощущениях этот процесс являлся более простым.

Там было всего два потока информации, а здесь значительно больше, но все связи сходились к одному центру. Важно отметить, что, когда испытуемый находил ответ на любую из задач, появлялся фокус в левой височной области - центре речи. Это происходило даже в том случае, если словесного ответа по условиям теста не требовалось. Можно сделать вывод, что вербализация составляет у человека необходимый компонент мышления. Здесь мы подходим еще к одному важному свойству сознания - его связи с речью. Академик П. Симонов само слово "сознание" разделяет на две составляющие: "со" и "знание", то есть "совместное знание" - то знание, которое можно разделить с другим человеком, передав в виде абстрактных символов, сигналов.

Читать дальше

 

назад

Контакты и обратная связь