В сообществе наркоманов

В сообществе наркоманов

После локализации в 1989 году множественных нозокомиальных очагов на юге России развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в нашей стране стало проходить по классической схеме несколькими эпидемиологическими волнами. До 1996 г. наблюдалось медленное распространение инфекции среди всего населения преимущественно гетеросексуальным путем, ускоренное - среди лиц, не имеющих постоянного полового партнера и еще более быстрое - в среде гомо- и бисексуалов. Прошедший год отмечен поражающей воображение динамикой роста числа вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции. Буквально за один год эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в нашей стране из вполне благополучной превратилась в критическую. И для того чтобы затормозить распространение смертельного заболевания, необходимо предпринимать срочные меры. Но вот вопрос: какие? Привычные противоэпидемические мероприятия при работе с данным заболеванием не могут дать желаемого эффекта. 

Пример Кубы не для нас. Многие предлагают в качестве профилактической меры изоляцию выявленного источника заражения и ставят в пример Республику Куба. Но, во-первых, можно ли выявить всех? А во-вторых, кроме высокой стоимости мероприятий по изоляции ВИЧ-инфицированных, такой подход в силу страха людей оказаться изолированными от общества приведет к избеганию пунктов обязательного тестирования и служб медицинского консультирования, к коррупции (как и всякая запретительная мера), к уходу в еще более глубокое "подполье" тех, кто имеет высокий риск заражения ВИЧ. Возникнет масса других не менее сложных проблем. Но самое главное - мы потеряем всякую возможность влиять на ход эпидемии и даже не будем знать истинного положения дел. Следует наконец признать, что единственным средством остановить эпидемию СПИДа являются мероприятия, направленные на изменение поведенческих стереотипов людей. Изменения в поведении - вот самое эффективное и доступное средство первичной профилактики ВИЧ-инфекции. Но как добиться этих самых изменений в поведении населения вообще и у представителей групп риска в частности? 

Не следует возлагать больших надежд на высокую эффективность санитарно-просветительных кампаний через средства массовой информации. Мало того, что они у нас носят, к сожалению, эпизодический и зачастую карикатурный характер, хотя должны постоянно будоражить сознание людей и подготовить их к необходимости принять в ближайшем будущем новые поведенческие стереотипы, как это делает коммерческая реклама. Мы забываем о том, что усвоение новых знаний о безопасном поведении напрямую зависит от того, как новая информация соотносится с индивидуально-личностным опытом объектов профилактической работы. Известно, что для достижения реальных изменений в поведении людей совершенно недостаточно просто информировать население и целевые группы о путях профилактики заболевания, вызываемого ВИЧ, недостаточно пропагандистских и массовых санитарно-просветительных мероприятий.

Ведь всякие внешние воздействия действуют только при наличии внутренних условий, позволяющих принять эти воздействия. И только через внутренние условия (индивидуально-личностный опыт), к которым относятся цели, мотивы, психологические образы, познавательные и поведенческие навыки, способности адекватной оценки ситуации и др., можно изменить поведение людей в соответствии с медицинскими рекомендациями.

 

назад

Контакты и обратная связь