Томас Дженнарелли, откровения нейрохирурга, продолжение

Томас Дженнарелли

Томас Дженнарелли: "Нужны дискуссия между неврологами и нейрохирургами и создание такой системы оказания нейротравматологической помощи, которая бы отвечала местным условиям. Необходимо разработать план действий сроком до пяти лет. Этот план должен включать не только лечебные мероприятия, но и меры по профилактике травматизма. Многого можно достичь за счет обязательного использования автомобильных ремней безопасности, применения воздушных подушек, защитных шлемов у мотоциклистов."

Большой интерес к этому вопросу, конечно, проявляют страховые компании. Если водитель или пассажир не пристегнул ремни. и попал в автоаварию, размер полученной им компенсации будет существенно меньше. К сожалению, из-за политических проблем не всегда удается изменить соответствующее законодательство в том или ином штате. Следует вовлекать в эту работу как можно больше людей. Активнее должны участвовать в ней страховые компании, поскольку профилактика нейротравматизма оборачивается большими материальными выгодами. Педиатры разработали свои рекомендации по лечению ЧМТ у детей. К сожалению, неврологи почти не проявляют интереса к проблеме ЧМТ. Нужна команда, в которую бы входили травматологи-ортопеды, занимающиеся лечением сочетанной травмы, психиатры, необходимые на этапе реабилитации, и другие специалисты, подробнее на сайте http://sana-med.com.ua/ центра репродукции и оплодотворения "Эко" из Харькова.

Правительство пытается создать систему оказания неотложной помощи в масштабе страны. В составлении плана работы с самого начала участвовал нейрохирург." В настоящее время идут оживленные дискуссии, как лучше осуществить этот план на практике. Куда лучше отправить пострадавшего с нейротравмой - в ближайшую больницу или отдаленный специализированный нейрохирургический центр? Особенно это актуально в случае спинальной травмы. Оснащенных спинальных центров недостаточно. У нас нет разногласий в том, что нейротравматологическое отделение должно быть оснащено КТ и, возможно, МРТ. Несколько лет назад польское правительство закупило для воеводских (областных. - Б. Л.) больниц около 60 КТ, а нейрохирургов в этих больницах не было. Общие же хирурги не всегда компетентны в вопросе показаний к операции. Мы решили эту проблему путем развития телемедицины. Теперь рентгеновский снимок из отдаленной больницы специалист может посмотреть на экране своего компьютера. Для России с ее расстояниями это было бы особенно полезно.

Своевременность оказания экстренной помощи во многом определяется возможностями телефонной связи. Сейчас благодаря распространению сотовых телефонов эта проблема во многом решена. Необходима санитарно-просветительская работа. Профилактике нейротравматизма в США и Швеции обучают в школах. Клаус фон Вильд: "В Германии этим занимается Министерство транспорта. Мы приглашаем его представителей на свои заседания, а они в свою очередь выслушивают наше мнение при составлении образовательных программ по профилактике дорожного травматизма. Существуют программы и для детей, и для взрослых - как себя вести дома, во время занятий спортом, в транспорте и т.д." Леонид Лихтерман: "Возвращаясь к рекомендациям, нельзя не упомянуть необходимость их адаптации к местным условиям. Например, одним из требований к нейрохирургическому отделению является круглосуточно работающий КТ. А ведь даже некоторые столичные нейрохирургические отделения не имеют КТ, не говоря уже о провинциальных больницах... В целом, я сторонник рекомендаций."

Но сами по себе рекомендации не работают. Нужно знать, как пользоваться ими на практике. Они должны быть приспособлены к местным условиям. У упомянутого ранее Франко Сервадея рекомендации различались в зависимости от доступности КТ. Если один компьютерный томограф приходится на полмиллиона или миллион населения, это, конечно, следует учитывать. Что касается поднятого профессором Черницким вопроса, куда должен направляться пострадавший с ЧМТ - в местную больницу или в специализированный центр, то я считаю его ключевым. Ответ зависит от организации экстренной помощи в данном регионе.

Много лет назад мне довелось участвовать во встрече по реорганизации травматологической службы в Дании. Это была исключительно интересная встреча, прошедшая в здании парламента страны. Для выработки оптимальной стратегии вместе собрались депутаты парламента, эксперты, врачи скорой помощи, представители страховых компаний. Например, важно, кто сидит на телефоне службы спасения. В моей стране это либо полицейский, либо пожарный. Эти люди часто испытывают трудности в оценке тяжести травмы и определении вида экстренной помощи. В "золотое время" (первый час после травмы) мы, как правило, не можем доставить больного в специализированный центр. Поэтому высылаем на место происшествия опытную бригаду скорой помощи на вертолете или на машине.

В Италии, где городские улицы узки и часты автомобильные пробки, скорая помощь выезжает к пострадавшему на мотоциклах. После оказания неотложной помощи на месте происшествия появляется время для транспортировки пострадавшего в специализированный центр. Эти вопросы, на мой взгляд, должны стать предметом обсуждения и в России, где расстояния несоизмеримо больше. В разных регионах Российской Федерации рекомендации могут варьировать.

Контакты и обратная связь