Лечебный процесс

Лечебный процесс

Лечебный процесс предусматривает не просто назначение тех или иных препаратов. Он охватывает не одно звено лечебного процесса, а все в целом, всю совокупность различных аспектов болезни, в том числе социального - социотерапию. Врач оказывается не только в роли лекаря, но и защитника больного, советчика, оказывающего влияние на все стороны жизнедеятельности пациента. Иногда сам по себе факт госпитализации становится лечебным фактором: улучшается общее состояние, снижается артериальное давление, смягчается аффективная напряженность, прекращаются приступы бронхиальной астмы. И наоборот, изменение образа жизни в неблагоприятном направлении может усугублять болезнь, создавать новые патологические стереотипы, оказывать психотравмирующее влияние, отягощать лечение болезни. Даже лечение облысения должно проходить в комплексной терапии.

Существенно меняется динамический стереотип, когда человек уходит на пенсию или перестает работать в связи с инвалидностью и заболеванием. В этих случаях коренной ломке подвергаются различные условно-рефлекторные связи и их системы. Некоторые люди, особенно пожилого возраста, уволенные с работы, не могут приспособиться к изменениям жизни. Резко нарушается жизненный стереотип, с большим усугублением у людей, занимавшихся руководящей, административной, творческой деятельностью. Перевод на пенсию должен проводиться в условиях, максимально щадящих их психическое состояние. Желательно, чтобы с пожилыми людьми жили их дети или близкие родственники. Во всяком случае, одиночество в пожилом возрасте само по себе оказывает психотравмирующее воздействие. Понимание того, что ты не в силах выполнять то, что делал прежде, снижает общий тонус, вызывает подавленное настроение, а в некоторых случаях и депрессию с удручающими перспективами.

Как показывают наблюдения, долгожителями, как правило, являются люди, проживающие в семьях, где они пользуются глубоким уважением и почтением. Человек привыкает к своему окружению - семье, родным, близким, соседям. Ломка всего этого нарушает равновесие, вызывая различные невротические состояния и отягощая соматические болезни, провоцирует сосудистые кризы, в том числе расстройства мозгового кровообращения, ишемическую болезнь сердца и др. Есть дети, которые не могут посещать школу, адаптироваться к новым условиям жизни. Требуется несколько недель, а иногда и более длительный срок, чтобы изменить их стереотип. Родители обеспокоены тем, что их ребенок в отличие от сверстников не может учиться самостоятельно. Беспокойство это настолько серьезно, что они обращаются за помощью к психоневрологам, подозревая наличие серьезного психического заболевания. Нет, это не болезнь, просто организм не может справиться с изменением стереотипа. Такого ребенка надо постепенно приучать к школе. Иногда в этом могут помочь другие близкие родственники, чтобы не складывался условный рефлекс постоянной опеки со стороны родителей. Ведь нервная система, особенно у детей, чрезвычайно пластична, обладает огромными возможностями адаптации к новым условиям.

Механизмы формирования стереотипов неоднородные, сложные и не только условно-рефлекторные. В развитии их принимают участие многочисленные факторы (в том числе биологические ритмы), часто сочетающиеся и переплетающиеся между собой, еще далеко не все выявленные и изученные. Проблема жизненных стереотипов чрезвычайно важна не только для человека, но и для всего биологического мира.

Контакты и обратная связь